Предоставление Центральной Азии выхода к морю посредством судоходного доступа через юго-восточный порт Чабахар в Иране стало одной из самых обсуждаемых тем после распада Советского Союза. После появления китайской инициативы ”Один пояс - один путь” и инвестиций стран Центральной Азии в новые транзитные маршруты Иран сталкивается с серьезными проблемами в ходе реализации потенциала Чабахара.
Как отмечает англоязычное интернет издание, специализирующееся на Ближнем Востоке, Al Monitor в материале Iran preps for sanctions by expanding major port project, стратегия развития ключевого иранского порта предполагает тесное сотрудничество с Индией и Афганистаном. Для Индии совместное предприятие означает доступ к Афганистану и Центральной Азии, меньшую обеспокоенность китайским проектом ”Один пояс - один путь”, а также является способом обеспечения растущей потребности в энергии и сырье. У Афганистана появятся стратегические возможности в противовес Пакистану. Однако для Ирана экономические выгоды имеют первостепенное значение.
Несмотря на все возрастающие проблемы, связанные с повторным введением санкций США в отношении Ирана, Чабахарская зона свободной торговли - один из важнейших символов политической и экономической дипломатии президента Хасана Рухани – развивается.
Соглашение о сотрудничестве, подписанное между Ираном и Индией в 2016 году для развития юго-восточного иранского порта, вступило в силу 13 июня. В рамках соглашения Индия инвестирует $85 млн, а индийская компания Ports Global Private Limited, входящая в состав индийского министерства судоходства, вместе с иранским партнером будет оснащать и управлять двумя терминалами порта.
Еще более важным событием стало то, что иранское правительство недавно представило парламенту законопроект о развитии Чабахарской зоны свободной торговли. Согласно этому законопроекту, границы порта будут расширены до 67 тыс. гектаров, а за счет терминалов "Шахид Бехешти" и "Шахид Калантари", входящих в проект, будет обеспечен доступ к морю. Если законопроект будет одобрен, одна из ключевых трудностей для расширения и конкурентоспособности Чабахара будет устранена.
Учитывая неудачный опыт Ирана в создании промышленных зон свободной торговли, правительство ИРИ реализует серьезную стратегию индустриализации всей юго-восточной прибрежной территории Макран. В рамках этой стратегии на развитие порта Шахид Бехешти в Чабахаре правительство выделило $334 млн для увеличения его пропускной способности.
В проекте развития Чабахара первоочередное внимание уделяется развитию торговых предприятий и маршрутов с тем, чтобы сделать регион центром производства промышленных товаров с акцентом на тяжелую промышленность, особенно сталь и нефтехимию.
Если сталелитейный комплекс в Макране начнет функционировать, значительная часть общего производства стали Ирана будет поступать из Чабахара. Иран произвел 22 миллиона тонн стали в 1396 иранском году, который закончился 20 марта 2018 года. В следующем десятилетии ожидается, что сталелитейный комплекс в Макране будет производить до 10 миллионов тонн стали. Государственные предприятия Ирана предоставили кредитные линии в размере 135 миллионов евро в иностранной валюте и 1,5 триллиона риалов ($35,7 млн) в местной валюте для строительства комплекса. В настоящее время 70% иранской стали производится в засушливой центральной провинции Исфахан, где вода, необходимая в металлургической промышленности, остается серьезной проблемой.
Иран также планирует превратить Чабахар в третий по величине нефтехимический узел страны. Строительство нефтехимического комплекса в регионе ведется с 2012 года, и ожидается, что он будет завершен в три этапа в течение 10 лет с ориентировочной стоимостью около $18 млрд.
Разработчиком проекта выступает Shasta, связанная с Организацией социального обеспечения Ирана. Для обеспечения энергией промышленных предприятий в Чабахаре, в том числе нефтехимических и сталелитейных заводов, министерства обороны и нефтяной промышленности Ирана подписали 24 апреля контракт на транспортировку природного газа в этот район по трубопроводу из города Ираншахр. Ожидается, что трубопровод будет введен в эксплуатацию в 1398 иранском году (21 марта 2019 года - 19 марта 2020 года). Его стоимость составит 11,1 трлн риалов ($261,9 млн.).
Частный автомобильный сектор Ирана в сотрудничестве с некоторыми крупнейшими в мире автопроизводителями предложил создать в Чабахаре третий производственный узел в Иране. Если это предложение будет реализовано, амбициозные планы правительства по расширению порта Чабахар будут означать преобразование геоэкономического положения региона с транзитного узла в центр промышленности.
Однако есть ряд существенных проблем. Например, железная дорога Чабахар-Серахс является еще одним ключевым проектом, который обеспечит транзитный маршрут в Центральную Азию. Но пока проект завершен на 15% из-за нехватки средств в объеме 90 триллионов риалов ($2,14 млрд). Из-за трудностей с экспортом товаров из Чабахара некоторые компании стали сотрудничать с южным портом Ирана Бендер-Аббас. Шли также и разговоры о том, что преимущества иранского транзита сойдут на нет к 2030 году. Таким образом, иранские власти будут стремиться диверсифицировать специализацию Чабахара, чтобы помимо торговли и транзита охватить и другие отрасли.
У Ирана, Афганистана и Индии есть три отдельных видения Чабахара. Превращение желаний этих стран в реальность будет осложнено в случае восстановления американских санкций против Ирана. Южнокорейская компания POSCO, например, один из крупнейших в мире производителей стали, является партнером Ирана в проекте по производству стали в Чабахаре. После выхода США из ядерного соглашения растет озабоченность в связи с тем, что компания прекратит свою деятельность в Иране. Санкции также могут повлиять на доступ к необходимому оборудованию, банковским услугам, доставке и транспортировке товаров.
По иронии судьбы, развитие Чабахара, по всей видимости, отвечает интересам США, поскольку поможет укрепить ключевых союзников США в Южной Азии, особенно Индию. Этот момент вселял надежду на то, что ущерб порту от санкций США будет менее серьезным. С возвращением санкций прогресс развития проекта Чабахара будет зависеть от политической воли и инвестиций Ирана и Индии, а также от малых и средних предприятий, которые в меньшей степени зависят от США.